Вы здесь:   ГлавнаяТренировкиПрограмма спортивной подготовки

События

Принято

на тренерском совете

 

Протокол № __ от ___________ г.

 

«Утверждаю»

Директор

 

_______________ А.Н. Цуманчук

Ф.И.О.

 

 

ТЕННИС

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА ПО ТЕННИСУ ШАМИЛЯ ТАРПИЩЕВА»

 

 

Программа спортивной подготовки  по виду спорта теннис в ГАУ  РМ «СШОРТ Шамиля Тарпищева»

 

 

 

 

Программа подготовлена на основании «Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта теннис», утверждённого Министерством спорта Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. № 961 (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2021 N 62345)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саранск 2021

1.         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Создание программы вызвано потребностями спорта высших достижений и заботой о здоровье подрастающего поколения страны. При подготовке данного документа авторы учитывали современные тенденции развития спортивной науки в мире и тенниса в частности.

Программа для ГАУ РМ «СШОРТ Шамиля Тарпищева» (далее - «Учреждение») разработана на основе нормативных документов, регламентирующих работу учреждения, в соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 14.12.2007 N 329- ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"), и подпунктом 4.2.27 Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 607 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3525), Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта теннис (утв. приказом Минспорта России от 23 декабря 2020 г. № 961).

 Целью программы является достижение максимально возможного для данного индивидуума уровня технико-тактической, физической и психической подготовленности, обусловленного спецификой вида спорта и требованиями достижения максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки спортсменов начиная с этапа начальной подготовки до этапа высшего спортивного мастерства и предполагает решение следующих задач:

-формирование мотивации к регулярным занятиям физической культурой и спортом, привитие навыков самостоятельного многолетнего физического совершенствования;

- отбор одаренных спортсменов для дальней специализации и прохождения спортивной подготовки по виду спорта;

- ознакомление спортсменов с принципами здорового образа жизни, основами гигиены;

- овладение методами определения уровня физического развития теннисиста и корректировки уровня физической готовности;

Планируемые результаты:

-формирование устойчивого интереса к занятиям видом спорта "теннис";

-формирование широкого круга двигательных умений и навыков, гармоничное развитие физических качеств;

-освоение основ техники и тактики по виду спорта "теннис";

-приобретение опыта участия в официальных спортивных соревнованиях, начиная с третьего года подготовки;

-укрепление здоровья;

- отбор перспективных юных спортсменов для дальнейшей спортивной подготовки.

-повышение уровня общей физической и специальной физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовки;

-формирование физических качеств с учетом возраста и уровня влияния физических качеств на результативность;

-соблюдение режима тренировочных занятий и периодов отдыха, режима восстановления и питания;

-овладение навыками самоконтроля;

-приобретение опыта регулярного участия в официальных спортивных соревнованиях на первом и втором годах спортивной подготовки;

-достижение стабильности результатов участия в официальных спортивных соревнованиях на третьем - пятом годах спортивной подготовки;

-овладение основами теоретических знаний о виде спорта "теннис";

-знание антидопинговых правил;

-формирование мотивации на повышение спортивного мастерства и достижение высоких спортивных результатов;

-повышение функциональных возможностей организма;

-формирование навыка профессионального подхода к соблюдению режима тренировочных занятий (включая самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания, а также к соблюдению периодов отдыха и ведению дневника самонаблюдения, в том числе с использованием дистанционных технологий, а также требований мер безопасности;

-выполнение плана индивидуальной подготовки;

-стабильность демонстрации высоких спортивных результатов в официальных спортивных соревнованиях;

-приобретение опыта спортивного судьи по виду спорта "теннис";

Срок реализации программы – 1 год

Характеристика вида спорта теннис, входящих в него спортивных дисциплин

Многолетняя подготовка теннисиста - длительный процесс, во время которого происходит становление спортсмена от новичка до мастера спорта, входящего в число сильнейших теннисистов мира. Весь период подготовки составляет десять и более лет и включает в себя этапы: начальной подготовки, тренировочный и спортивного совершенствования, а также высшего спортивного мастерства.

Для планомерной подготовки спортсменов к достижению высоких результатов необходимо в первую очередь знать особенности своего вида спорта. Современный теннис характеризуется следующими особенностями:

1.     Неопределенность длительности матча, количества действий и общей величины нагрузки:

- теннисный матч разыгрывается из трех или из пяти партий. Количество сыгранных сетов не дает полного представления об общем объеме работы, выполняемой игроком. Введение розыгрыша решающего гейма позволило конкретизировать некоторые параметры матча;

2.     Неопределенность действий и передвижений при неопределенной смене ситуаций:

-заранее не возможно точно предугадать вид, количество и последовательность ударов, выполняемых спортсменом в течение матча. Это зависит от технической подготовки игрока, уровень его мастерства, а также от тактического плана, которого будут придерживаться соперники во время матча. На кортах с медленным покрытием наибольший объем двигательных действий. Все передвижения игрока по площадке зависят от того, куда послан мяч соперником, где в это время находится сам спортсмен, а также от принятого им решения: куда, с какой скоростью, с вращением или без него послать мяч, а затем – оставаться на задней линии или выходить вперед к сетке.

3.     Варьирование степени усилий:

- теннисист выполняет разнообразные по технике и силе удары, а также различные по интенсивности передвижения. Для их выполнения требуются различные усилия, вплоть до максимальных. Если мяч направлен недалеко от игрока, стоящего на задней линии, и спортсмен заранее видит направление его полета, то ему не составит большого труда подойти к мячу и отбить его в нужном направлении. Но бывают ситуации, при которых теннисисту необходимо преодолеть расстояние в 10-12 м с максимальной для него скоростью. В реальной игре происходит постоянная смена ситуаций с разной интенсивностью передвижений.

4.     Чередование длительности усилий и отдыха:

- во время игры происходит чередование фаз усилий и отдыха. И те и другие нестандартны по продолжительности. Они во многом определяются уровнем мастерства теннисиста, стилем игры, уровнем тренированности, логикой борьбы и т.п. Среди факторов, оказывающих влияние на длительность усилия и длительность отдыха. Можно выделить также вид покрытия и тип отдыха;

5.     Опосредованное выполнение ударного действия:

Важной особенностью является то, что игрок совершает ударные действия не посредственно рукой или ногой, как в волейболе или футболе, а с помощью ракетки. От ракетки – ее веса, баланса, размера головки, натяжения струн, материалов, из которых изготовлены сама ракетка и струны, - зависит очень многое. Ракетка должна помочь игроку усилить его сильные стороны и скрыть слабые.

6.     Особенности связанные с условиями проведения турниров:

- теннисные турниры в круглогодичном календаре строго ранжированы по категориям. Чем выше категория турнира, тем больше рейтинговых очков получает теннисист в зависимости от показанного результата. Но для участия в турнирах высокой категории теннисисту необходим определенный рейтинг.

Программа спортивной подготовки направлена на достижение определенного спортивного результата, зачисление спортсменов в составы спортивных сборных команд Республики Мордовия, Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 04 декабря 2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» при осуществлении спортивной подготовки устанавливаются следующие этапы:

1) этап начальной подготовки;

2) тренировочный этап (этап спортивной специализации);

3) этап совершенствования спортивного мастерства;

4) этап высшего спортивного мастерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Структура тренировочного процесса (циклы, этапы, периоды)

В тренировочном процессе различают три уровня структуры.

1. Микроструктуру – структуру отдельных тренировочных занятий и серии занятий в течение недели, которые называются микроциклами (недельными циклами);

2. Мезоструктуру – структуру средних циклов, включающих серию целенаправленных микроциклов, которые называются мезоциклами. (месячный цикл).

3. Макроструктуру – структуру больших циклов тренировки, включающих серию мезоциклов, которые называются макроциклами (этап, период, годовой цикл, олимпийский цикл).

Узловой структурной единицей тренировочного процесса является отдельное занятие, в ходе которого используются различные средства тренировки, направленные на решение задач физической, технико-тактической и других видов подготовки.

Структура занятий определяется многими факторами, в числе которых: задачи данного занятия, закономерные колебания функциональной активности занимающихся в процессе мышечной деятельности, величина нагрузки занятия, особенности подбора и сочетания тренировочных упражнений.

Деление тренировочного занятия на подготовительную, основную и заключительную части определяется закономерными изменениями функционального состояния организма спортсмена во время работы. В подготовительной части: разминка, врабатывание – выход на необходимую функциональную активность систем и органов спортсмена. В основной части: решение тренировочных задач данного занятия. В заключительной части: использование мероприятий, приводящих к снижению функциональной активности организма спортсмена и приведение его в состояние, близкое к дорабочему.

1. В подготовительной части проводятся водно-организующая часть, общая и специальная разминка. Выполнение разминки (комплекса специально подобранных упражнений) способствует оптимальной подготовке организма к предстоящей работе.

Разминку принято делить на две части: общую и специальную. В первой части разминки используются различные общеподготовительные упражнения для повышения общей работоспособности организма.

Во второй части разминки принимают специально-подготовительные упражнения. Она направлена на создание оптимального состояния тех центральных и периферических звеньев двигательного аппарата спортсмена, которые определяют эффективность его деятельности в основной части занятия, а также на усиление вегетативных функций, обеспечивающих эту деятельность.

Продолжительность разминки, подбор упражнений и их соотношения зависят от индивидуальных особенностей спортсмена, характера предстоящей работы, условий внешней среды. Как правило, подготовительная часть занимает 10 – 15 % от общего времени тренировочного занятия.

2. В основной части занятия решаются его главные задачи. Для их решения применяются различные средства и методы, подбираются разные по величине и направленности тренировочные нагрузки (большие, значительные, средние, малые).

Продолжительность основной части занятия зависит от характера и методики применяемых упражнений, величины тренировочной нагрузки.

Подбор упражнений, их число определяет направленность занятий и его нагрузку. Основная часть составляет в среднем 2/3 времени от продолжительности всего занятия (70 – 75 %).

3. В заключительной части занятия постепенно снижется интенсивность работы для того, чтобы привести организм спортсмена в состояние, близкое к дорабочему и создать условия, благоприятствующие интенсивному протеканию восстановительных процессов. Для этого применяются: медленный бег и подобные малоинтенсивные упражнения циклического характера, упражнения на растягивание и расслабление мышц. В конце заключительной части занятия, как правило, подводятся итоги занятия.

 

 

 

3.1. Продолжительность этапов спортивной подготовки, возраст лиц для зачисления и перевода на этапы спортивной подготовки, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта теннис

Этапы спортивной подготовки

Продолжительность этапов (в годах)

Минимальный возраст для зачисления в группы (лет)

Наполняемость групп (человек)

Этап начальной подготовки

3

7

8

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

5

9

6

Этап совершенствования спортивного мастерства

Не устанавливается

13

2

Этап высшего спортивного мастерства

Не устанавливается

14

Не устанавливается

Зачисление лиц в Учреждение, осуществляющее спортивную подготовку производится по письменному заявлению на имя руководителя (директора) одного из родителей (законного представителя) лица, не достигшего 14-летнего возраста или по письменному заявлению лица, достигшего 14-летнего возраста с письменного согласия одного из родителей (законного представителя) при наличии заключения врача об отсутствии противопоказаний к занятиям по теннису.

В случае выбытия лица, проходящего спортивную подготовку с этапа начальной подготовки, директор принимает распорядительный акт по доукомплектованию группы.

С учетом специфики вида спорта теннис определяются следующие особенности спортивной подготовки:

- комплектование групп спортивной подготовки, а также планирование тренировочных занятий (по объему и интенсивности тренировочных нагрузок разной направленности) осуществляются в соответствии с гендерными и возрастными особенностями развития;

- в зависимости от условий и организации занятий, а также условий проведения спортивных соревнований, подготовка по виду спорта теннис осуществляется на основе обязательного соблюдения необходимых мер безопасности в целях сохранения здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку.

При необходимости Учреждение имеет право комплектовать группы с большей наполняемостью добавляя в группу до 4-х человек.   

 

2.3. Требование к  объему тренировочного процесса, в том числе к объему индивидуальной подготовки и предельные тренировочные нагрузки.

 

Рост спортивных результатов во многом зависит от эффективного распределения тренировочных и соревновательных нагрузок на различных этапах спортивной подготовки.

Недельная нагрузка

6 часов

8часов

12 часов

18 часов

Выполнение индивидуального плана спортивной подготовки

Выполнение индивидуального плана спортивной подготовки

Общее количество часов

312

416

624

936

Выполнение индивидуального плана спортивной подготовки

Выполнение индивидуального плана спортивной подготовки

 

2.4. Режимы тренировочной работы и периоды отдыха (активного, пассивного)

Понятие о тренировочной нагрузке. Выполнение любого тренировочного упражнения связано с переводом организма на более высокий уровень функциональной активности, чем в состоянии покоя либо умеренного функционирования, и в этом смысле является «надбавкой», «загружающей» или «нагружающей» органы и системы организма и вызывающей, если она достаточно велика, утомление. Таким образом, термин «тренировочная нагрузка» означает прибавочную функциональную активность организма (относительно уровня покоя или другого исходного уровня), вносимую выполнением тренировочных упражнений, и степень преодолеваемых при этом трудностей.

Смысл тренировочной нагрузки понят давно: вызывая расходование рабочих потенциалов организма и утомление, она тем самым стимулирует восстановительные процессы, а в результате (если не иметь в виду чрезмерных нагрузок) сопровождается не только восстановлением, но и сверхвосстановлением работоспособности (суперкомпенсацией).

По сравнению с общими формами физического воспитания в спортивной тренировке используются более значительные нагрузки, как по объему, так и по интенсивности, что обусловлено закономерной связью между уровнем спортивных достижений и параметрами нагрузок. Хотя их соотношение не всегда прямо пропорционально, общая тенденция такова, что рост спортивных достижений, несомненно, зависит от прироста тренировочных нагрузок. Постоянные подтверждения этому дает весь опыт теории и практики спорта.

Нагрузки, применяющиеся в спортивной тренировке могут быть подразделены:

Ø по своему характеру на тренировочные и соревновательные, специфические и неспецифические;

Ø по величине – на малые, средние, значительные (околопредельные), большие (предельные);

Ø по направленности – на способствующие развитию отдельных двигательных способностей (скоростных, силовых, координационных, выносливости, гибкости) или их компонентов (например, алактатных или лактатных анаэробных возможностей, аэробных возможностей), совершенствующие координационную структуру движений, компоненты психической подготовленности или тактического мастерства и т. п.;

Ø по координационной сложности – на выполняемые в стереотипных условиях, не требующих значительной мобилизации координационных способностей, и связанные с выполнением движений высокой координационной сложности;

Ø по психической напряженности – на более напряженные и менее напряженные, в зависимости от требований, предъявляемых к психическим возможностям спортсменов.

Нагрузки могут различаться по принадлежности к тому или иному структурному образованию тренировочного процесса. В частности, следует различать нагрузки отдельных тренировочных и соревновательных упражнений или их комплексов, нагрузки тренировочных занятий, дней, суммарные нагрузки микро- и мезоциклов, периодов и этапов тренировки, макроциклов, тренировочного года.

Различают показатели, относящиеся к внешней и внутренней сторонам нагрузки. Первые представляют собой количественные характеристики выполняемой тренировочной работы, оцениваемые по ее внешне выраженным параметрам (продолжительность, число повторений тренировочных упражнений, скорость и темп движений, величина перемещаемого веса и др.). Вторые, выражая степень мобилизации функциональных возможностей организма спортсмена при выполнении тренировочной работы, характеризуются обусловленной ею величиной физиологических, биохимических и других сдвигов в функциональном состоянии органов и систем (увеличением частоты сердечных сокращений, объема легочной вентиляции и потребления кислорода, ударного и минутного объема крови, содержания молочной кислоты в крови и т. п.).

Согласно существующим представлениям, величина тренировочной нагрузки является производной от ее интенсивности и объема, причем их одновременное увеличение может происходить лишь до некоторых пределов, после чего дальнейшее нарастание интенсивности ведет к уменьшению объема, и наоборот. Отсюда вытекает необходимость учитывать параметры объема и интенсивности нагрузки, их соотношение и изменение в процессе тренировки.

Понятие «объем» тренировочной нагрузки относится к продолжительности ее воздействия и суммарному количеству работы, выполненной за время отдельного тренировочного упражнения или серии упражнений (термин «работа» здесь понимается не только в физикомеханическом, но и в физиологическом смысле). Понятие же «интенсивность» нагрузки связывается с величиной прилагаемых усилий, напряженностью функций и силой воздействия нагрузки в каждый момент упражнения или же со степенью концентрации объема тренировочной работы во времени (при характеристике суммарной интенсивности ряда упражнений).

Одним из наиболее широко учитываемых внешних показателей объема нагрузки служит время, затраченное на выполнение упражнения, т. е. его протяженность во времени. Интенсивность отдельных упражнений часто оценивают по скорости и темпу движений, величине преодолеваемых внешних отягощений и тому подобным показателям. При оценке нагрузки со стороны функциональных сдвигов, происходящих в организме, одним из показателей ее объема служит, например, суммарная пульсовая стоимость упражнения (суммарная прибавка ЧСС за время упражнения относительно исходного уровня) или энергетическая стоимость упражнения (оцениваемая расчетным путем по добавочному потреблению кислорода на работу), а показателями интенсивности – средние, минимальные и максимальные значения ЧСС или энерготрат в единицу времени (например, в секунду или минуту).

Тренировочный процесс, как известно, включает в себя отдых. Но отдых лишь тогда можно рассматривать в качестве действительно органического компонента тренировки, когда он организован в соответствии с ее закономерностямиЧрезмерно короткий либо, напротив, чрезмерно продолжительный отдых нарушает структуру тренировки и превращается в таких случаях из ее неотъемлемого компонента в фактор перетренировки или растренировки (детренирующий фактор). Отсюда возникает проблема оптимального, регулирования отдыха в спортивной тренировке. Рационально организованный отдых (активный и пассивный) выполняет в тренировке две основные функции, единые в своей основе:

1) обеспечивает восстановление работоспособности после тренировочных нагрузок итем самым позволяет повторно использовать их;

2) служит одним из средств оптимизации эффекта нагрузок.

Как восстановительная фаза отдых в процессе тренировки рационализируется с помощью таких средств и способов, как использование различных его форм (в том числе путем переключения на иную деятельность, чем та, что вызвала утомление); комплексирование в определенных вариантах активного и пассивного отдыха; введение в интервалах между сериями упражнений элементов психорегулирующей тренировки, направленных на успокоение и тонизацию спортсмена, восстановительного массажа, термических воздействий (например, кратковременное прогревание в сауне в интервалах между плавательными упражнениями), других гигиенических процедур и т. д.

Использование отдыха как средства оптимизации эффекта тренировочных нагрузок основано на том, что от его продолжительности в интервалах между упражнениями и особенностей содержания (активный либо пассивный) зависит «последействие» предыдущей нагрузки и воздействие последующей. Известно, что достаточно короткий интервал отдыха, или «жесткий» интервал, усиливает воздействие очередной нагрузки, поскольку она совпадает с фазой неполного восстановления работоспособности и остаточной функциональной активностью, сохраняющейся от предшествующей нагрузки. Отдых, достаточный для простого восстановления работоспособности до исходного уровня, или «ординарный» интервал, позволяет использовать повторную нагрузку без уменьшения, но и без увеличения ее параметров. Отдых, создающий условия для «сверхвосстановления» работоспособности, или «максимизирующий» интервал, предоставляет возможность для увеличения очередной нагрузки, однако степень сумма

Наивысшая готовность к выступлению в соревнованиях и достижение высоких спортивных результатов возможны при условии современного научно-методического обеспечения всей системы подготовки. Отсюда вытекает понятие «школа спорта», под которым понимают систему подготовки спортсмена, сложившуюся на основе новейших научных данных и передовой спортивной практики. Наряду с понятием «спорт» часто используют понятие «физическая культура» или их сочетание «физическая культура и спорт». Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом физической культуры. Целый ряд социальных функций физической культуры распространяется и на спорт. Однако не все виды спорта можно отнести к составляющим физической культуры. Это связано с тем, что под термином «физическая культура» понимают органическую часть культуры общества и личности, рациональное использование человеком двигательной активности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике.

 

2.5. Виды подготовки (общая физическая и специальная физическая, техническая, тактическая, теоретическая и психологическая), а также соотношение видов спортивной подготовки в структуре тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки по виду спорта теннис.

Виды подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Этап совершенствования спортивного мастерства

Этап высшего спортивного мастерства

Один год

Свыше года

До двух лет

Свыше двух лет

Общая физическая подготовка (%)

35 - 50

30 - 45

20 - 30

15 - 25

10 - 20

5 - 15

Специальная физическая подготовка (%)

25 - 35

25 - 35

25 - 35

20 - 30

20 - 30

15 - 25

Техническая подготовка (%)

20 - 30

20 - 30

25 - 35

25 - 35

25 - 35

25 - 35

Теоретическая подготовка (%)

1 - 2

1 - 3

3 - 5

3 - 5

3 - 5

5 - 7

Тактическая подготовка (%)

1 - 2

2 - 5

5 - 15

15 - 25

20 - 30

25 - 35

Психологическая подготовка (%)

1 - 2

1 - 2

2 - 5

2 - 5

2 - 5

2 - 5

 

2.5.1. Общая физическая подготовка

Общая физическая подготовка (ОФП) - это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.

ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в виде спорта теннис. Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:

· достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;

· приобрести общую, выносливость;

· повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;

· увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;

· улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;

· научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.

С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства - уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни. Конкретные принципы и показатели физического совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе. Но в них также всегда присутствует требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности. При этом следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других - силы и, т.е. необходима специальная подготовка.

Общая физическая подготовка (ОФП) - включает разностороннее воспитание его физической культуры, которое не сводится к специфическим способностям, проявляемым в избранном виде спорта, но обусловливают успех спортивной деятельности. ОФП должна строиться согласно закономерностям переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на соревновательные действия. Общая физическая подготовка является основным, базовым видом физического воспитания, реализующим общеподготовительное направление системы физического воспитания. Ее содержание, средства, методы и формы организации занятий, направлены на создание широкой базы физической подготовки (ФП) для любого вида деятельности людей в быту, спорте, и других видах деятельности. Общая физическая подготовка способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта.

1. Задачи общей физической подготовки

Общая физическая подготовка определяет уровень и темпы развития основных двигательных способностей человека. Поэтому задачами общей физической подготовки являются:

1. Укрепление здоровья (сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы).

2. Противодействие неблагоприятным влияниям на человека условий жизни;

3. Обеспечение всестороннего и гармоничного физического развития человеческого организма;

4.Воспитание трудолюбия, настойчивости, интереса к физическим упражнениям;

5. Расширение фонда двигательных умений и навыков;

В содержании ОФП ведущую роль играют естественные виды действий и их вариации, сопутствующие человеку на протяжении всей жизни. К ним относятся различные виды и формы физической рекреации, ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, могут использоваться упражнения на различных тренажерах.

Необходимость широкого разнообразия средств ОФП определяется тем, что в сферу занятий физическими упражнениями с общеподготовительной направленностью вовлекаются почти все контингенты населения. Их популяризация и внедрение в быт всего народа имеют весьма важное значение для вовлечения людей в систематические занятия физической культурой, в результате чего происходит укрепление здоровья, повышение производительности труда и рост спортивных достижений.

Следует учитывать особенности занимающихся: их состояние здоровья, возраста, уровня и степени разносторонности физического развития, целевой установки при занятиях общей физической подготовкой.

Задачи ОФП детей и подростков, занимающихся спортом, будут отличаться от тех, которые ставятся в ОФП у юных спортсменов разрядников.

Задачи ОФП спортсменов в подготовительном периоде спортивной тренировки будут иметь свою специфику в зависимости от вида спорта и уровня спортивного мастерства. Общая физическая подготовка - это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие личности.

2.5.2. Специальная физическая подготовка

Основные задачи специальной физической подготовки теннисиста — всестороннее, гармоничное физическое развитие, направленное на общее укрепление организма и совершенствование основных физических качеств — быстроты, выносливости, ловкости, силы, а также качества гибкости.

Перечисленные задачи осуществляются с помощью выполнения общеразвивающих и специальных упражнений, а также занятий другими правильно подобранными видами спорта.

Тренировочная работа по комплексу ГТО составляет органическую часть специальной физической подготовки. Эта работа так должна быть спланирована, чтобы подготовка к сдаче и сдача норм комплекса способствовали решению задач того или иного периода спортивной тренировки.

Для спортсмена каждой специальности характерно специфическое проявление физических качеств. Так, например, известно, что быстрота теннисиста несколько отлична от быстроты бегуна на короткие дистанции. Для повышения эффективности физической подготовки необходимо, чтобы она была направлена на совершенствование качеств применительно к особенностям действий теннисиста во время игры.

Физические качества находятся в тесной взаимозависимости. Большинство качеств настолько связано между собой, что совершенное развитие и проявление одного из них невозможно без высокого развития и проявления других. Поэтому специальная физическая подготовка только в том случае может быть действительно полноценной, если она направлена на совершенствование всех основных физических качеств.

- Быстрота

- Выносливость

- Сила

- Ловкость

- Гибкость

 

2.5.3. Техническая подготовка

"Техника игры"- это совокупность приемов и действий, обеспечивающих наиболее эффективные решения пяти принципиаль­ных двигательных задач, решение которых должно быть направлено на выбор и умение применять в игре:

    - основные хватки ракетки;

    - оптимальный по величине и форме замах;

    - качественный подход к мячу;

    - своевременный момент удара;

    - контроль за величиной усилия и направлением движения ракет­ки при окончании удара.

Каждая из этих задач решается отдельно по мере очередности в освоении и совершенствовании техники.

ХВАТКИ РАКЕТКИ

"Хватки ракетки"- способы расположения ру­коятки ракетки в руке теннисиста при выполнении ударов по отско­чившему мячу, ударов с лета, подач и ударов над головой.

Наиболее распространенными для теннисистов, играющих одной рукой, являются четыре основные хватки ракетки:

    - континентальная;

    - восточная для ударов справа с отскока;

    - полузападная для ударов справа с отскока;

    - восточная для ударов слева с отскока.

Наличие четырех основных хваток ракетки определяется возмож­ностью выполнять атакующие удары по мячам, имеющим различную высоту отскока от поверхности корта, зависящую от степени его жест­кости, направления вращения мяча. При игре на кортах с низким отскоком мяча целесообразно применять при выполнении нападаю­щих ударов справа с отскока континентальную хватку, при ударах средней точке удобна для выполнения таких же ударов будет полу­западная хватка, а при ударах в высокой точке ее разновидность -западная.

Каждая хватка имеет не только определенные преимущества, но и недостатки. К преимуществам континентальной хватки можно отнес­ти комфортное состояние теннисиста при игре на кортах с низким отскоком мяча. Она же целесообразна в быстром обмене ударами при игре с лета, когда нет возможности менять хватку ракетки.

ЗАМАХ

"Замах" Вслед за освоением хваток ракетки начинается процесс обучения, а затем и совершенствования замаха и нескольких его разновидностей. Наиболее распространенными из них являются:

    - петлеобразный - сверху и снизу;

    - прямой;

    - блокирующий.

При игре на задней линии используются петлеобразные замахи и прямой, а при выполнении ударов с лета и приема сложной подачи- блокирующий.

ПОЗИЦИЯ НА КОРТЕ И ПОДХОД К МЯЧУ

Теннисист прежде чем выполнить удар, в своем сознании строит модель траектории полета мяча, по которой он отправит его на сто­рону соперника. При этом спортсмен должен помнить о том, что при выполнении ударов кроссом вероятность попадания мяча в аут и сет­ку меньше, чем при направлении его по линии.

Это объясняется двумя причинами:

    - мяч, направляемый в угол площадки кроссом, пройдет через се­редину сетки, которая в центре       ниже, чем у боковых линий корта бо­лее чем на 10 см;

    - мяч, направленный в угол площадки кроссом, преодолевает боль­шее расстояние, чем тот,             который прошел бы по прямой линии.

Нельзя также сбрасывать со счетов тот факт, что после выполне­ния ударов кроссом из угла своей половины корта, легче занять опти­мальную позицию перед нанесением удара соперника.

Выбирать направление ответных ударов на удары соперника сле­дует в зависимости от места попадания его мячей. Так, если соперник направил мяч кроссом, то ответный удар следует направить по ли­нии. Однако следует подчеркнуть, что удар по линии должен быть выполнен мощно и длинно. В противном случае теряется инициатива в розыгрыше очка, так как соперник на короткий мяч может ответить коротким кроссом, а это значит появится проблема передвижения по корту уже у игрока, ранее имевшего преимущество в игровой ситуа­ции. В этом случае сопернику предстоит преодолеть значительное расстояние на задней линии корта.

При игре на задней линии корта к моменту удара соперника, иг­рок должен занять оптимальную позицию на корте, с которой можно будет «стартовать» в предполагаемую зону встречи ракетки с мячом. Эта позиция во многом определятся местом на площадке, с которого в равной степени можно было бы достать мяч, направленный сопер­ником в ту или иную сторону.

Теннисисту не только важно успеть до отскока мяча по­дойти к предполагаемому месту встречи ракетки с мячом с готовым замахом, но и иметь достаточное время для принятия решения о на­правлении с заданной скоростью и вращением мяча в определенную зону площадки соперника.

При подходе к мячу необходимо погасить высокую скорость движения и полностью выполнить замах.

Удары по мячу производятся в:

    - открытой стойке;

    - закрытой стойке;

    - полуоткрытой (или полузакрытой) стойке.

Каждая из этих стоек имеет свои преимущества и недостатки в оп­ределенных игровых ситуациях, поэтому использоваться они долж­ны строго по назначению.

Начинающему теннисисту легче осваивать удары в закрытой стой­ке, поскольку от него требуется при выполнении замаха повернуть плечи, туловище и расположиться боком к сетке, а непосредственно перед ударом перенести вес тела с одной ноги на другую и к моменту удара плечи и туловище повернуть к сетке. 

ВЫНОС РАКЕТКИ НА МЯЧ

Следует помнить о передаче мышечных усилий от одной группы мышц к другой волнообразным характером (усилия начинаются в мышцах ног, затем туловища, плечевого пояса и, наконец, предпле­чья бьющей по мячу руки).

Волнообразный характер передачи энергии ног, ту­ловища, плечевого пояса и бьющей по мячу руки к ракетке возможен в том случае, если при подходе к мячу осуществить тонкую коррекцию в движении ног в виде двух-трех мелких шагов и одного-двух крупных. Это позволяет «гасить» скорость передвижения по корту и служит своеобразным «стопором» для создания равновесия перед на­несением удара ракеткой по мячу. 

МОМЕНТ УДАРА

Момент встречи ракетки с мячом - квинтэссенция всего техниче­ского действия, от которого зависит его эффективность: точность и скорость полета мяча.

Место встречи ракетки с мячом во многом определяется скоро­стью мяча, направленного соперником, высотой его отскока от по­верхности корта и, наконец, хваткой ракетки теннисиста.

Но вовремя встретить мяч ракеткой еще не значит обеспечить каче­ственное выполнение удара. Важным фактором в достижении эффектив­ности выполнения удара является «точка контакта» ракетки с мячом.

 ОКОНЧАНИЕ УДАРА

Завершение удара с отскока характеризуется коротким движением предплечья, направленным вперед-вверх по диагонали. Это достигается активным сгибанием бьющей по мячу руки в локтевом суставе, Я что способствует сохранению приобретенной до момента встречи с  мячом большой скорости выноса ракетки.

 УДАРЫ БЕЗ ВРАЩЕНИЯ И С ВРАЩЕНИЕМ

Удары, после которых мячи направляются на сторону соперника без вращения, называются плоскими. Они имеют наибольшую ско­рость полета и эффективно используются в качестве атаки в ответ на короткие и высокие мячи соперника.

Однако следует иметь в виду, что плоские удары, обладающие высокой скоростью полета мяча, отличаются невысокой стабильнос­тью попадания в площадку.

Удары с вращением вокруг своей горизонтальной оси по ходу дви­жения называются кручеными.

Перед выполнением крученого удара головка ракетки в конце за­маха располагается ниже уровня мяча. К моменту удара плоскость ракетки подводится под нижнюю часть мяча в вертикальном по от­ношению к нему положении.

Величина вращения мяча влияет на траекторию его полета: чем больше подкручен мяч, тем выше его траектория полета и тем мед­леннее он летит.

Удары с вращением вокруг своей горизонтальной оси против дви­жения называются резаными.

2.5.4. Тактическая подготовка

Основанием тактического плана является максимальный учет всех особенностей и возможностей соперника, основываясь на сравнении техники игры, волевых качеств и физической подготовки. Необходимо учитывать также такие внешние условия, как покрытие корта и тому подобное.

Очень важным является правильное использование всех вышеперечисленных факторов во время игры. Если спортсмен делает это умело, то это и показывает его тактическое мастерство.

В процессе игры на ранний стадиях развития теннисиста, он чаще всего ведет своеобразную разведку намерений соперника и его общего состояния, и в связи с этим исправляет собственный предварительный план.

Первым тактическим шагом является определить подачу или сторону корта. Обычно это происходит согласно жребию. Уже во время разминки можно постараться определить основные сильные и слабые стороны соперника, нюансы его передвижения и ударов. В процессе поединка теннисист должен анализировать темп игры своего соперника, то есть, например, медленно или быстро он возвращает мяч, а также стараться навязать другому игру свою скорость игры, которая неудобна ему.

Игроку также следует принять решение про использования укороченного мяча, в зависимости от качеств скорости соперника. Также, это касается подготовки для выхода к сетке и так далее. В тот момент, когда игра в большой теннис сравнивается с шахматами, то часто подразумевают именно тактически правильный вдумчивый подход, а также способность а анализу и выстраиванию необходимых шагов для победы.

Воля к победе и внимание, а также напористость и терпеливость, смелость и решительность теннисист обязан проявлять в зависимости от обстановки, которую он же должен сам готовить на корте – уход в защиту или выход в атаку.

 

2.5.5. Теоретическая подготовка

Спортивная тренировка основывается на достижении научной теории и практики. Научный подход к тренировке, характерный для современного спорта, творческое содружество тренера, спортсмена, врача, научного работника требуют солидной научно-теоретической подготовки, расширения и углубления спортсменом теоретических знаний, начиная с юношеского возраста. Возрастание роли научно-теоретической подготовки — одна из главных особенностей вида спорта.

Одна из особенностей тенниса заключается в том, что значительную часть времени игроки тренируются и даже выступают в соревнованиях самостоятельно, без непосредственного руководства тренера (занимающиеся одной и той же учебной группы нередко тренируются на отдельных площадках, участвуют в соревнованиях на различных спортивных базах, что лишает тренера возможности присутствовать на играх всех своих подопечных). Все это требует уделять особое внимание той части теоретической подготовки, которая связана с вопросами планирования и проведения самостоятельной творческой работы.

Теоретическую подготовку организует и осуществляет непосредственно тренер.

Для повышения теоретических знании организуют лекции, тематические занятия, беседы, просмотры учебных и хроникальных кинофильмов, кинокольцовок, методических выставок, демонстрирующих учебные наглядные материалы. Некоторые занятия целесообразно проводить как семинары — предусматривать выступления на них самих спортсменов.

Самостоятельная теоретическая подготовка многогранна. Она включает изучение спортивно-методической литературы, подготовку индивидуальных планов тренировки и ведение записей в дневнике, разработку и анализ тактических планов матчей, результатов тренировки и выступлений в соревнованиях в зависимости от использования различных тренировочных средств, методических приемов, варьирования нагрузок; изучение игры других теннисистов, кинофотоматериалов, демонстрирующих действия сильнейших советских и зарубежных теннисистов.

Практические тренировочные занятия должны быть тесно связаны с тематикой теоретического курса. Так, в период совершенствования техники целесообразно знакомить занимающихся с техникой ведущих советских и зарубежных теннисистов, организуя просмотры учебных и хроникальных кинофильмов, лекции к беседы, посвященные анализу лучших образцов техники.

В процессе теоретической подготовки теннисисты должны изучить: историю отечественного и зарубежного тенниса; состояние и перспективы дальнейшего развития тенниса в нашей стране; технику, тактику и стратегию; основы тренировки теннисиста; принципы индивидуального планирования тренировки, учета и анализа ее результатов; вопросы гигиены, закаливания, режима и питания спортсмена, врачебного контроля, самоконтроля, спортивного травматизма; приемы оказания первой помощи; итоги годичного цикла тренировки, задачи совершенствования игры и системы тренировки.

Теоретическая подготовка должна помогать теннисисту неуклонно повышать свое спортивное мастерство, осмыслить поставленные перед ним цели и задачи, а также конкретные средства и методы их достижения.

Современный теннис отличают высокие темпы развития техники, тактики, стратегии, системы тренировки. Теоретическая подготовка призвана оперативно знакомить занимающихся со всем тем новым, передовым, что появляется в отечественном и зарубежном теннисе.

 

2.5.6. Психологическая подготовка

Вспоминается игра Марата Сафина, который в тяжелейшем пятисетовом поединке смог одолеть очень сильного словацкого теннисиста Доминика Хрбаты. Воистину героическая борьба Марата за каждый мяч и позволила наконец-то вырвать для сборной России чуть было не ускользнувшую победу. А ведь командная победа повисла на волоске после того, как в то время первая ракетка Евгений Кафельников во второй день соревнований проиграл Карелу Кучере. Да как проиграл! 1:6 в первом сете и 3:6 во втором. И общий счет стал 2:2. Причем не столько выиграл Кучера, сколько откровенно проиграл Кафельников, отдав в первом сете три своих подачи. И накануне, в паре с А. Ольховским, Евгений ничуть не уступал своему товарищу в «достижении» проигрыша словацким теннисистам. Похожий провал произошел и с нашей самой боевитой Татьяной Пановой, которая, встречаясь с Кариной Хабсудовой, второй сет проиграла со счетом 1:6, отдав при этом четыре (!) свои подачи.

Нельзя не остановиться на этих проигрышах. Подобные провалы не проходят бесследно, они очень вредны, так как надолго задерживаются в памяти, могут уйти в подсознание. Тяжелые переживания, связанные с подобными поражениями, нередко всплывают в сознании в самые неподходящие моменты, демобилизуя и снова мешая игре.

На сегодняшний день сформировалось представление о так называемых «химических рубцах». Рубцы, которые появляются после физических травм, заменяют живые клетки здоровой ткани на бездействующие, мертвые, и они видны. А химические рубцы остаются в глубинах головного мозга, выводя из строя сотни тысяч нервных клеток. Они невидимы, и поэтому к тяжелым переживаниям многие относятся как к чему-то в конце концов полностью проходящему. Но это совсем не так! Любая психическая травма оставляет после себя химические рубцы в тканях головного мозга, что ослабляет его возможности. А мозг, смею напомнить, надо очень и очень беречь, ибо любой человек начинается все же с головы.

Свои проигрыши Е.Кафельников и Т.Панова объясняли плохим самочувствием, спадом физических и психических сил. Скорее всего, это так и было. Но приведу пример из американской литературы: на веранде фермерской усадьбы сидит отец и курит трубку, мать развешивает на веревках выстиранное белье, а взрослый сын лежит на земле под легковой машиной и что-то чинит в ее днище. Неожиданно домкрат, подпиравший машину, срывается, и край кузова начинает вдавливаться в тело сына. Отец, увидев это, бросился в дом за запасным домкратом, а мать подбежала к машине, приподняла ее за бампер и держала ее так, пока сын с помощью отца не выбрался из-под машины. Что, разве мать — чемпионка мира по поднятию тяжестей? Ничего подобного — обыкновенная женщина. Откуда же у нее взялась такая сила? 

Процесс, позволяющий мобилизовать все резервы организма — психические и физические — называется мотивацией. А для матери нет более высокой мотивации, чем та, которая направлена на спасение своего ребенка. Поэтому и вспыхнули, подобно мощному взрыву, все ее силы, о наличии которых никто до этого и не подозревал. Подобных примеров можно привести немало, а вывод здесь один — если мотивация высокая, то можно горы свернуть. Когда же она недостаточна, то даже сравнительно простое дело выполняется плохо. Считаю — потому и был допущен проигрыш со счетом 1:6, что у наших спортсменов в те минуты не была включена высочайшая мотивация — обязательно выиграть, несмотря ни на что! И не включена не потому, что оба не хотели выиграть, а потому, что не знали они в самих себе тех «кнопок», надавив на которые, можно было бы обрести высокую и качественную игровую активность. Проиграв же, повторю, спортсмены нанесли себе немалую психическую травму. Обратите внимание и на эмоциональное состояние наших игроков. У большинства из них лица постоянно суровы, напряжены, нередко искажаются гримасами досады и даже страдания. В криках, сопровождающих удары по мячу, слышится скорее подобие стонов, но никак не самоподбадривание, не говоря уже об уверенности. А это значит, у игроков преобладают отрицательные эмоции. Но ведь такие эмоции способствуют мышечной зажатости, а это снижает точность полетов мяча. Отсюда двойные ошибки на подаче, и мячи, казалось бы, верные, вдруг застревают в сетке или улетают в аут. Да и утомление наступает скорее. Пребывание в плену отрицательных эмоций невыгодно и вредно!

По законам природы чем выше психическое возбуждение, тем сильнее напряжение, которое непроизвольно возникает в мышцах. Современный же спорт пришел в противоречие с этим законом, ибо соревнующиеся спортсмены должны находиться в состоянии высокого психического возбуждения, составляющего основу соревновательной мобилизованности всего организма, и одновременно сохранять необходимую степень мышечной расслабленности. Сочетанием именно этих качеств и отличаются большие спортсмены. К примеру, Горан Иванишевич, обладающий мощной и точной подачей, говорит, что в момент подготовки удара по подброшенному мячу мышцы спины у него «как кисель». А то, что он одновременно находится в состоянии высокого психического возбуждения, не подлежит сомнению, так как, будучи спокойным, просто невозможно произвести сильный удар.

Что же позволяет сочетать необходимую высокую соревновательную психическую возбужденность с оптимальным расслаблением мышц? Ответ прост — хорошее настроение! К великому сожалению, этому умению — играть с удовольствием, улыбаясь, а не тяжко трудясь, — у нас не учат. Поэтому даже те, кто достиг определенных вершин, на корте продолжают сурово трудиться, а не играть в точном смысле этого слова. Пожалуй, лишь у Елены Лиховцевой, игравшей с Кариной Хабсудовой, время от времени появлялась на лице улыбка. Думаю, что именно хорошее настроение не в последнюю очередь позволило Лене выиграть этот очень важный для всей команды матч. 

Ведь расход физической и психической энергии во время хорошего настроения намного экономнее! Не так быстро наступает усталость, и точность движений тоже остается достаточно высокой — когда мышцы не зажаты, они более послушны в моменты ударов по мячу. 

Итак, играть в хорошем настроении — выгодно и полезно! Эта, на первый взгляд, очевидная истина плохо известна, причем не только теннисистам. Например, наш на иопытнейший мэтр в вопросах баскетбола Александр Гомельский, после того как поработал за рубежом, признался в одном из интервью: «Оказывается (?!), у нас в баскетбол работают, а у них в баскетбол играют». Пора, пора, давно пора и российским спортсменам, и, в частности, теннисистам перейти с «работы» на «игру». А база такого перехода — умение делать свое непростое дело, сохраняя, несмотря ни на что, хорошее настроение. В каком почти всегда пребывает, например, Мартина Хингис. 

Конкретный совет: после каждой неудачи не надо мучиться, бить ракеткой по корту или запускать мяч черт знает куда. Следует сразу же улыбнуться и быстро подумать, почему произошла ошибка, — чтобы не допустить ее впредь. Когда же после той или иной неудачи игрок начинает откровенно страдать, он этим самым лишь фиксирует в памяти сделанную ошибку. И она повторяется вновь и вновь. Резервы же, которые таятся в хорошем настроении, воистину огромны. Откладывать их в долгий ящик — значит обкрадывать самих себя... 

...В те годы, когда я оказывал помощь в психической подготовке к соревнованиям борцам-классикам (теперь этот вид спорта именуют греко-римской борьбой), пришлось познакомиться с требованием «дожать!». Оно означало, что если соперник плотно схвачен, то, чтобы не дать ему вывернуться из захвата, его следует «дожать», то есть припечатать лопатками к ковру. На мой взгляд, призыв «дожать!» вполне уместен и в теннисе. Например, ведя на своей подаче со счетом 40:30, теннисист просто обязан сразу выиграть последний решающий мяч и этим «дожать» своего соперника. За счет чего? За счет достижения в этот конкретный момент своих лучших психофизических качеств. То есть сознание должно стать предельно ясным, внимание полностью сконцентрированным на том, как успешно выполнить подачу, мышцы оптимально расслабленными и поэтому способными очень точно осуществить нужное движения, а психическое возбуждение — на уровне, наиболее благоприятном для отличного удара по мячу. Вот тогда соперник будет «дожат» всего лишь одним, но точно посланным мячом. А что мы видим? 

После счета 40:30 начинаются «качели» — ровно, больше, ровно, меньше, снова ровно, снова меньше или больше, и так далее — не один раз! Но ведь такие колебания — от надежды на успех к разочарованию и досаде, и снова к надежде, и снова к огорчению — ведут к пустой и обидной трате самой ценной, нервно-психической энергии. И частенько спортсмен, который мог всего лишь одним точным ударом «дожать» соперника, проигрывает гейм. 

Что и произошло, в частности, с Т.Пановой, которая, играя с Л.Цервановой, в третьем гейме второго сета, имея дважды «больше», также дважды совершила двойную ошибку на своей подаче (!). И гейм был проигран. Нечто подобное повторилось и в десятом гейме второго сета, когда счет стал 5:4 в нашу пользу, и выигрыш этого гейма означал победу во всей игре. Здесь соперницы с потрясающей «любезностью» несколько раз дарили друг другу возможность закончить соревнование одним удачным ударом, и, как говорится, слава Богу, что этот столь важный удар смогла нанести Таня, принеся победу нашей команде. 

Наблюдение за тем, что происходило на кортах во время игр на Кубки, позволило сложиться впечатлению, что наших теннисистов и теннисисток не учат специальному умению «дожимать» своих соперников точными и столь многое решающими ударами. А ведь этому можно научиться! Пока же понятие «дожать» не стало обязательным элементом в их спортивном мастерстве. Настолько обязательным, каким оно является в техническом арсенале борцов. 

Соревновательное психическое состояние у наших теннисистов не отличалось, к сожалению, необходимой стабильностью. Один гейм играется отлично, а через некоторое время все начинает буквально валиться из рук. Так, например, Е.Лиховцева, играя с Л.Цервановой, блестяще выиграла первые три гейма со счетом 40:0 и .40:15. Но потом еле-еле смогла одолеть соперницу, доведя счет геймов до 7:5. А во втором сете, ведя на тай-брэйке 5:1, вдруг проиграла шесть (!) мячей подряд и отдала сет — 5:7. Подобные взлеты и падения свойственны, к сожалению, многим. Даже наш ведущий мастер Е.Кафельников нередко демонстрирует весьма нестабильную игру. Почему же так происходит? Дело здесь в двух основных причинах. 

Первая — спортсмены не знают, из каких конкретных элементов складывается их наилучшее психофизическое соревновательное состояние. Уверен, что, если спросить М.Сафина после его великолепного выигрыша у К.Хрбаты: «За счет чего ты выиграл?» — Марат не сможет в деталях точно назвать те элементы в физическом и психическом самочувствии, которые обеспечили ему победу. Некоторые теннисисты в таких случаях говорят: «Шара пошла», то есть другими словами — нашло вдохновение. Но эта совершенно неопределенная по своему содержанию «шара» как приходит, так и уходит — она неуправляема. А вдохновение можно и нужно уметь специально создавать и руководить им. Для этого уже давно разработано представление об оптимальном боевом состоянии — аналоге вдохновения. Многим, в частности, юным теннисистам мною была предоставлена возможность овладеть техникой вхождения в их личное оптимальное боевое состояние. И лишь потому, что тренеры не проявили должного интереса к этой проблеме, спортсмены не воспользовались моими предложениями. А когда тренеры равнодушны, то и ученики ведут себя так же. 

Вторая причина нестабильности - неумение использовать возможности аутотренинга, то есть неумение включать во время игры резервы психической саморегуляции, позволяющей делать себя таким, каким требует складывающаяся ситуация. А ведь аутотренинг — мощное средство, позволяющее целенаправленно и успешно руководить своим психическим и физическим состоянием даже в самых трудных условиях соревновательной борьбы. 

Мои попытки организовать обучение оптимальному боевому состоянию и аутотренингу для тех, кому в будущем предстоят бои на очередных Кубках, пока успеха не имели. Мне объяснили, что у всех спортсменов строгие графики обязательных матчей в разных концах света и поэтому собрать их всех вместе хотя бы на 5-7 дней практически невозможно. Очень жаль! Хотя можно организовать индивидуальное обучение каждого ведущего теннисиста и ведущей теннисистки в отдельности. Было бы лишь такое желание с их стороны и со стороны руководителей отечественного тенниса.

 

2.6. Требования к объему соревновательной деятельности на этапах спортивной подготовки по виду спорта «теннис»

 

Виды соревнований и матчей

Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Этап совершенствования спортивного мастерства

Этап высшего спортивного мастерства

Первый год

Второй год

Третий год

Первый год

Второй год

Свыше двух лет

Контрольные

-

-

1

5

5

5

5

8

Основные

-

-

-

1

2

4

5

6

Главные

-

-

-

-

-

1

2

4

Всего соревнований

-

-

1

6

7

10

12

18

Всего одиночных матчей

-

-

2

8

10

12

16

24

Всего парных матчей

-

-

-

-

4

6

8

12

 

2.7. Перечень тренировочных мероприятий

 

N п/п

Виды тренировочных мероприятий

Предельная продолжительность тренировочных мероприятий по этапам спортивной подготовки (количество дней)

Число участников тренировочного мероприятия

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Этап совершенствования спортивного мастерства

Этап высшего спортивного мастерства

1. Тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям

1.1.

Тренировочные мероприятия по подготовке к международным спортивным соревнованиям

-

18

21

21

Определяется организацией, осуществляющей спортивную подготовку

1.2.

Тренировочные мероприятия по подготовке к чемпионатам России, кубкам России, первенствам России

-

14

18

21

1.3.

Тренировочные мероприятия по подготовке к другим всероссийским спортивным соревнованиям

-

14

18

18

1.4.

Тренировочные мероприятия по подготовке к официальным спортивным соревнованиям субъекта Российской Федерации

-

14

14

14

 

2. Специальные тренировочные мероприятия

2.1.

Тренировочные мероприятия по общей и (или) специальной физической подготовке

-

14

18

18

Не менее 70% от состава группы лиц, проходящих спортивную подготовку на определенном этапе

2.2.

Восстановительные тренировочные мероприятия

-

До 14 дней

В соответствии с количеством лиц, принимавших участие в спортивных соревнованиях

2.3.

Тренировочные мероприятия для комплексного медицинского обследования

-

До 5 дней, но не более 2 раз в год

В соответствии с планом комплексного медицинского обследования

2.4.

Тренировочные мероприятия в каникулярный период

До 21 дня подряд и не более двух тренировочных мероприятий в год

-

-

Не менее 60% от состава группы лиц, проходящих спортивную подготовку на определенном этапе

2.5.

Просмотровые тренировочные мероприятия для кандидатов на зачисление в образовательные учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта

-

До 60 дней

-

В соответствии с правилами приема

 

2.8. Годовой план спортивной подготовки

Этап начальной подготовки до года

Месяцы

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

 

Задачи подготовки/недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

 

Общий объем работы за год (52 недели), ч

312

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

 

Общая физическая подготовка, ч

115

3

2

2

2

2

3

2

2

2

3

2

2

2

3

2

2

2

2

3

2

2

2

 

Специальная физическая подготовка, ч

54

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

Техническая подготовка, ч

106

1

2

2

3

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

1

3

2

3

 

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка, ч

37

1

1

1

 

1

1

1

1

1

 

1

1

1

 

1

1

1

 

1

 

1

 

 

Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, ч

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Месяцы

февраль

март

апрель

май

июнь

 

Задачи подготовки/недели

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

 

Общий объем работы за год 52недели), ч

312

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

 

Общая физическая подготовка, ч

115

3

2

2

2

3

2

2

2

2

3

2

2

2

3

2

2

2

3

2

2

2

2

Специальная физическая подготовка, ч

54

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

Техническая подготовка, ч

106

1

3

2

2

1

2

2

3

2

1

2

2

2

2

2

3

2

2

2

3

2

3

 

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка, ч

37

1

 

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

 

Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, ч

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Месяцы

июль

август

 

 

Задачи подготовки/недели

 

45

46

47

48

49

50

51

52

 

Общий объем работы за год 52недели), ч

312

6

6

6

6

6

6

6

6

 

Общая физическая подготовка, ч

115

3

2

2

2

2

3

2

1

 

Специальная физическая подготовка, ч

54

1

1

1

1

1

1

2

2

 

Техническая подготовка, ч

106

1

2

2

2

2

1

2

3

 

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка, ч

37

1

1

1

1

1

1

 

 

 

Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, ч

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап начальной подготовки свыше года

Таблица 12

 

Месяцы

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

 

Задачи подготовки/недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

 

Общий объем работы за год (52 недели), ч

468

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

 

Общая физическая подготовка, ч

140

4

2

2

2

3

4

2

2

3

4

2

2

3

4

2

2

3

2

4

2

3

2

 

Специальная физическая подготовка, ч

103

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

 

Техническая подготовка, ч

177

3

4

4

4

3

3

4

4

3

3

4

4

3

3

4

4

3

4

3

4

3

4

 

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка, ч

48

 

1

1

1

1

 

1

1

1

 

1

1

1

 

1

1

1

1

 

1

1

1

 

Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, ч

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Месяцы

февраль

март

апрель

май

июнь

 

Задачи подготовки/недели

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

 

Общий объем работы за год 52недели), ч

468

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

 

Общая физическая подготовка, ч

140

4

2

2

2

4

2

2

2

3

4

2

2

3

4

2

2

3

4

2

2

3

2

Специальная физическая подготовка, ч

103

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

 

Техническая подготовка, ч

177

3

4

4

4

3

4

4

4

3

3

4

4

3

2

4

4

3

3

4

4

3

4

 

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка, ч

48

 

1

1

1

 

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

 

Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, ч

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Месяцы

июль

август

 

 

Задачи подготовки/недели

 

45

46

47

48

49

50

51

52

 

Общий объем работы за год 52недели), ч

468

9

9

9

9

9

9

9

9

 

Общая физическая подготовка, ч

140

4

3

2

4

2

2

2

4

 

Специальная физическая подготовка, ч

103

2

2

2

2

2

2

2

1

 

Техническая подготовка, ч

177

1

1

4

1

4

4

4

1

 

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка, ч

48

2

3

1

2

1

 

1

3

 

Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, ч

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренировочный этап (подэтап начальной спортивной специализации) до 2-х лет

Месяцы

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

 

Задачи подготовки/недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

 

Общий объем работы за год (52 недели), ч

624

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

 

Общая физическая подготовка, ч

93

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

 

Специальная физическая подготовка, ч

163

4

3

3

3

4

3

3

3

4

3

3

3

4

3

3

3

4

3

3

3

4

3

 

Техническая подготовка, ч

274

5

5

5

5

5

6

5

5

5

5

5

6

5

5

5

5

5

6

5

5

5

5

 

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка, ч

82

 

2

2

2

 

2

2

2

 

2

2

2

 

2

2

2

 

2

2

2

 

2

 

Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, ч

12

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

Месяцы

февраль

март

апрель

май

июнь

 

Задачи подготовки/недели

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

 

Общий объем работы за год 52недели), ч

624

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

 

Общая физическая подготовка, ч

93

2

1

2

2

2

2

2