Вы здесь:   ГлавнаяДокументыПлан подготовки

События

План подготовки ГАУ РМ «СШОРТ Шамиля Тарпищева»  на 2021 год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Спорт в нашей стране стал важным фактором воспитания; он помогает наиболее полно проявить способности, рационально использовать и развить физические и нравственные возможности, воспитать и закалить волю. Проблема физического воспитания детей является наиболее актуальной в настоящее время.

 Программа спортивной подготовки по виду спорта (далее - Программа) составлена на основе

-  требования федерального стандарта спортивной;

- возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при занятиях по виду спорта теннис

Для планомерной подготовки спортсменов к достижению высоких результатов необходимо в первую очередь знать особенности своего вида спорта. Современный теннис характеризуется следующими особенностями:

1.     Неопределенность длительности матча, количества действий и общей величины нагрузки:

- теннисный матч разыгрывается из трех или из пяти партий. Количество сыгранных сетов не дает полного представления об общем объеме работы, выполняемой игроком. Введение розыгрыша решающего гейма позволило конкретизировать некоторые параметры матча;

1.     Неопределенность действий и передвижений при неопределенной смене ситуаций:

-заранее не возможно точно предугадать вид, количество и последовательность ударов, выполняемых спортсменом в течение матча. Это зависит от технической подготовки игрока, уровень его мастерства, а также от тактического плана, которого будут придерживаться соперники во время матча. На кортах с медленным покрытием наибольший объем двигательных действий. Все передвижения игрока по площадке зависят от того, куда послан мяч соперником, где в это время находится сам спортсмен, а также от принятого им решения: куда, с какой скоростью, с вращением или без него послать мяч, а затем – оставаться на задней линии или выходить вперед к сетке.

1.     Варьирование степени усилий:

- теннисист выполняет разнообразные по технике и силе удары, а также различные по интенсивности передвижения. Для их выполнения требуются различные усилия, вплоть до максимальных. Если мяч направлен недалеко от игрока, стоящего на задней линии, и спортсмен заранее видит направление его полета, то ему не составит большого труда подойти к мячу и отбить его в нужном направлении. Но бывают ситуации, при которых теннисисту необходимо преодолеть расстояние в 10-12 м с максимальной для него скоростью. В реальной игре происходит постоянная смена ситуаций с разной интенсивностью передвижений.

1.     Чередование длительности усилий и отдыха:

- во время игры происходит чередование фаз усилий и отдыха. И те и другие нестандартны по продолжительности. Они во многом определяются уровнем мастерства теннисиста, стилем игры, уровнем тренированности, логикой борьбы и т.п. Среди факторов, оказывающих влияние на длительность усилия и длительность отдыха. Можно выделить также вид покрытия и тип отдыха;

1.     Опосредованное выполнение ударного действия:

Важной особенностью является то, что игрок совершает ударные действия не посредственно рукой или ногой, как в волейболе или футболе, а с помощью ракетки. От ракетки – ее веса, баланса, размера головки, натяжения струн, материалов, из которых изготовлены сама ракетка и струны, - зависит очень многое. Ракетка должна помочь игроку усилить его сильные стороны и скрыть слабые.

1.     Особенности связанные с условиями проведения турниров:

- теннисные турниры в круглогодичном календаре строго ранжированы по категориям. Чем выше категория турнира, тем больше рейтинговых очков получает теннисист в зависимости от показанного результата. Но для участия в турнирах высокой категории теннисисту необходим определенный рейтинг.

Организация занятий по программе спортивной подготовки по виду спорта теннис осуществляется по следующим этапам (периодам) подготовки:

1.     Этап начальной подготовки;

2.     Тренировочный этап (период базовой подготовки);

3.     Тренировочный этап (период спортивной специализации);

4.     Этап совершенствования спортивного мастерства.

5.     Этап высшего спортивного мастерства

Настоящей программой установлены минимальный возраст для зачисления на этапы подготовки и минимальное количество лиц, проходящих обучение на данных этапах:

1.     Этап начальной подготовки – 7 лет, наполняемость группы 8-12 человек;

2.     Тренировочный этап (период базовой подготовки) - 9 лет, наполняемость группы 6-10 человек;

3.     Тренировочный этап (период спортивной специализации) - 11 лет, наполняемость группы 6 -10 человек;

4.     Этап совершенствования спортивного мастерства - 13 лет, наполняемость группы 2-6 человек.

5.     Этап высшего спортивного мастерства – 14 лет, наполняемость групп не устанавливается

Программа направлена на:

- отбор одаренных детей;

- создание условий для физического воспитания и развития детей;

- формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе по виду спорта теннис;

- подготовку к освоению этапов спортивной подготовки, в том числе в дальнейшем по программам спортивной подготовки;

- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;

- организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1. Продолжительность и объемы реализации Программы по предметным областям

Таблица 1

Виды подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Этап совершенствования спортивного мастерства

Этап высшего спортивного мастерства

Один год

Свыше года

До двух лет

Свыше двух лет

Общая физическая подготовка (%)

35 - 50

30 - 45

20 - 30

15 - 25

10 - 20

5 - 15

Специальная физическая подготовка (%)

25 - 35

25 - 35

25 - 35

20 - 30

20 - 30

15 - 25

Техническая подготовка (%)

20 - 30

20 - 30

25 - 35

25 - 35

25 - 35

25 - 35

Теоретическая подготовка (%)

1 - 2

1 - 3

3 - 5

3 - 5

3 - 5

5 - 7

Тактическая подготовка (%)

1 - 2

2 - 5

5 - 15

15 - 25

20 - 30

25 - 35

Психологическая подготовка (%)

1 - 2

1 - 2

2 - 5

2 - 5

2 - 5

2 - 5

 

 

ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

            На этап начальной подготовки (НП), продолжительностью до трех лет, зачисляются учащиеся, прошедшие тестирование физической подготовленности и психических свойств личности с выполнением установленных нормативов.

            Цель, задачи и преимущественная направленность:

 формирование у детей устойчивого интереса к занятиям теннисом;

улучшение всесторонней физической подготовленности и укрепление здоровья занимающихся; воспитание специальных физических качеств для успешного овладения техническими действиями;

 обучение основным техническим действиям и тактическим комбинациям;

 формирование свойств личности и структуры мотивов, необходимых для достижения высоких результатов в теннисе;

 обучение ведению соревновательной борьбы в тренировочных матчах и турнирах.

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП

            Этот этап состоит из двух периодов:

-базовой подготовки  (1-2 года обучения);

-спортивной специализации (3-5 года обучения).

            Период базовой подготовки формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших промежуточную и итоговую аттестацию на этапе начальной подготовки и выполнивших все нормативы.

Цель, задачи и преимущественная направленность периода базовой подготовки:

- повышение разносторонней физической подготовленности, воспитание физических качеств;

- повышение функциональной подготовленности;

-  совершенствование специальной физической подготовленности;

-  овладение всеми технико-тактическими действиями на уровне умений и навыков;

- определение индивидуального стиля ведения игры;

- приобретение соревновательного опыта.

            Период спортивной специализации формируется из здоровых спортсменов-разрядников, выполнивших контрольно-переводные нормативы по физической, технической и психологической подготовленностям, а также имеющие определенные показатели соревновательной деятельности: объема, разносторонности, стабильности и эффективности.

            Цель, задачи и преимущественная направленность периода спортивной специализации:

- дальнейшее повышение всесторонней физической подготовленности как основы спортивного -совершенствования;

- совершенствование технико-тактических действий, их объема, разносторонности, стабильности и эффективности;

- накопление соревновательного опыта;

- совершенствование индивидуального стиля игры;

- обучение подготовке к участию в соревнованиях, умению настраиваться на игру, регулировать эмоциональное состояние перед матчем, в паузах во время матча;

- овладение инструкторско-судейской практикой;

- изучение игры ведущих теннисистов мира и сильнейших теннисистов своего возраста.

ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

            На этапе спортивного совершенствования спортивного мастерства ставятся задачи привлечения к специализированной спортивной подготовке перспективных спортсменов, способных достигать результатов членов сборных команд России.

На этом этапе тренируются спортсмены, выполнившие нормативы кандидатов в мастера спорта и мастера спорта, члены сборных команд страны, республики.

Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:

Основная цель - достижение максимально возможных спортивных результатов (выигрыш турниров «Большого шлема», турниров АТП (ATP), ВТА (WТА), других турниров мировой классификации) на основе:

-дальнейшего совершенствования (поддержания) физической подготовленности;

- увеличения объема ТТД, разносторонности, стабильности и эффективности;

- дальнейшее совершенствование своего стиля игры;

- увеличение длительности удержания спортивной формы.

Особое внимание на этом этапе подготовки следует уделять уровню физического развития и функционального состояния занимающихся. Кроме того, важно строго контролировать выполнение спортсменом тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных индивидуальным планом подготовки, обращая внимание на динамику спортивно-технических показателей и результаты выступлений в соревнованиях.

На этом этапе подготовки занимающимся следует показывать стабильные результаты выступлений на российских и международных турнирах.

Оценкой работы тренера может служить количество подготовленных спортсменов, входящих в составы сборных команд России.

В предлагаемой программе изложен учебный план для групп, тренирующихся на этапах: начальной подготовки, учебно-тренировочном и спортивного совершенствования.

Этап начальной подготовки до года

Месяцы

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

 

Задачи подготовки/недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

 

Общий объем работы за год (52 недели), ч

312

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

 

Общая физическая подготовка, ч

115

3

2

2

2

2

3

2

2

2

3

2

2

2

3

2

2

2

2

3

2

2

2

 

Специальная физическая подготовка, ч

54

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

Техническая подготовка, ч

106

1

2

2

3

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

1

3

2

3

 

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка, ч

37

1

1

1

 

1

1

1

1

1

 

1

1

1

 

1

1

1

 

1

 

1

 

 

Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, ч

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Месяцы

февраль

март

апрель

май

июнь

 

Задачи подготовки/недели

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

 

Общий объем работы за год 52недели), ч

312

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

 

Общая физическая подготовка, ч

115

3

2

2

2

3

2

2

2

2

3

2

2

2

3

2

2

2

3

2

2

2

2

Специальная физическая подготовка, ч

54

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

Техническая подготовка, ч

106

1

3

2

2

1

2

2

3

2

1

2

2

2

2

2

3

2

2

2

3

2

3

 

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка, ч

37

1

 

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

 

Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, ч

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Месяцы

июль

август

 

 

Задачи подготовки/недели

 

45

46

47

48

49

50

51

52

 

Общий объем работы за год 52недели), ч

312

6

6

6

6

6

6

6

6

 

Общая физическая подготовка, ч

115

3

2

2

2

2

3

2

1

 

Специальная физическая подготовка, ч

54

1

1

1

1

1

1

2

2

 

Техническая подготовка, ч

106

1

2

2

2

2

1

2

3

 

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка, ч

37

1

1

1

1

1

1

 

 

 

Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, ч

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап начальной подготовки свыше года

Таблица 12

 

Месяцы

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

 

Задачи подготовки/недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

 

Общий объем работы за год (52 недели), ч

468

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

 

Общая физическая подготовка, ч

140

4

2

2

2

3

4

2

2

3

4

2

2

3

4

2

2

3

2

4

2

3

2

 

Специальная физическая подготовка, ч

103

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

 

Техническая подготовка, ч

177

3

4

4

4

3

3

4

4

3

3

4

4

3

3

4

4

3

4

3

4

3

4

 

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка, ч

48

 

1

1

1

1

 

1

1

1

 

1

1

1

 

1

1

1

1

 

1

1

1

 

Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, ч

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Месяцы

февраль

март

апрель

май

июнь

 

Задачи подготовки/недели

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

 

Общий объем работы за год 52недели), ч

468

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

 

Общая физическая подготовка, ч

140

4

2

2

2

4

2

2

2

3

4

2

2

3

4

2

2

3

4

2

2

3

2

Специальная физическая подготовка, ч

103

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

 

Техническая подготовка, ч

177

3

4

4

4

3

4

4

4

3

3

4

4

3

2

4

4

3

3

4

4

3

4

 

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка, ч

48

 

1

1

1

 

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

 

Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, ч

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Месяцы

июль

август

 

 

Задачи подготовки/недели

 

45

46

47

48

49

50

51

52

 

Общий объем работы за год 52недели), ч

468

9

9

9

9

9

9

9

9

 

Общая физическая подготовка, ч

140

4

3

2

4

2

2

2

4

 

Специальная физическая подготовка, ч

103

2

2

2

2

2

2

2

1

 

Техническая подготовка, ч

177

1

1

4

1

4

4

4

1

 

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка, ч

48

2

3

1

2

1

 

1

3

 

Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, ч

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренировочный этап (подэтап начальной спортивной специализации) до 2-х лет

Месяцы

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

 

Задачи подготовки/недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

 

Общий объем работы за год (52 недели), ч

624

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

 

Общая физическая подготовка, ч

93

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

 

Специальная физическая подготовка, ч

163

4

3

3

3

4

3

3

3

4

3

3

3

4

3

3

3

4

3

3

3

4

3

 

Техническая подготовка, ч

274

5

5

5

5

5

6

5

5

5

5

5

6

5

5

5

5

5

6

5

5

5

5

 

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка, ч

82

 

2

2

2

 

2

2

2

 

2

2

2

 

2

2

2

 

2

2

2

 

2

 

Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, ч

12

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

Месяцы

февраль

март

апрель

май

июнь

 

Задачи подготовки/недели

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

 

Общий объем работы за год 52недели), ч

624

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

 

 

Общая физическая подготовка, ч

93

2

1

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

1

2

2

 

Специальная физическая подготовка, ч

163

3

3

4

3

3

3

4

3

3

3

4

3

3

3

4

3

3

3

4

3

3

3

 

Техническая подготовка, ч

274

5

6

5

5

5

5

5

6

5

5

5

5

5

6

5

5

5

5

5

6

5

5

 

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка, ч

82

2

2

 

2

2

2

 

2

2

2

 

2

2

2

 

2

2

2

 

2

2

2

 

Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, ч

12

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

Месяцы

июль

август

 

 

Задачи подготовки/недели

 

45

46

47

48

49

50

51

52

 

Общий объем работы за год 52недели), ч

624

12

12

12

12

12

12

12

12

 

Общая физическая подготовка, ч

93

2

2

2

1

1

1

1

2

 

Специальная физическая подготовка, ч

163

4

2

2

1

4

2

2

3

 

Техническая подготовка, ч

274

5

6

5

7

5

7

7

5

 

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка, ч

82

 

2

3

3

2

2

2

2

 

Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, ч

12

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренировочный этап (подэтап углубленной спортивной специализации) до 3-х лет

Месяцы

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

 

Задачи подготовки/недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

 

Общий объем работы за год (52 недели), ч

832

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

 

Общая физическая подготовка, ч

109

2

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

 

Специальная физическая подготовка, ч

208

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

 

Техническая подготовка, ч

374

8

7

7

7

7

7

8

7

7

7

7

7

7

7

7

7

7

7

8

7

7

7

 

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка, ч

125

2

3

3

2

3

2

2

2

2

2

3

3

3

2

3

3

3

2

2

2

2

3

 

Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, ч

16

 

 

 

1

 

 

 

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

1

 

 

Месяцы

февраль

март

апрель

май

июнь

 

Задачи подготовки/недели

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

 

Общий объем работы за год 52недели), ч

832

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

 

Общая физическая подготовка, ч

109

3

2

2

2

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2

Специальная физическая подготовка, ч

208

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

 

Техническая подготовка, ч

374

7

7

7

7

8

7

7

7

8

7

7

7

7

8

7

7

7

7

8

7

7

7

 

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка, ч

125

2

2

2

3

2

2

3

2

2

2

2

3

3

2

3

3

2

2

2

3

3

2

 

Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, ч

16

 

1

1

 

 

1

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

Месяцы

июль

август

 

 

Задачи подготовки/недели

 

45

46

47

48

49

50

51

52

 

Общий объем работы за год 52недели), ч

832

16

16

16

16

16

16

16

16

 

Общая физическая подготовка, ч

109

2

2

3

2

3

1

2

1

 

Специальная физическая подготовка, ч

208

4

4

4

4

4

4

4

4

 

Техническая подготовка, ч

374

8

7

7

7

7

8

7

8

 

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка, ч

125

2

3

2

2

2

3

2

3

 

Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, ч

16

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

На этапах ССМ и ВСМ работа строится по индивидуальным планам спортивной подготовки.

Индивидуальный план для ССМ и ВСМ составляется ежегодно в соответствии с Федеральным стандартом спортивной подготовки и может составлять по решению тренерского совета и (или) старшего тренера до 100% от общего объема работы годового плана и может включать в себя все задачи подготовки.

В годовом плане спортивной подготовки количество часов, отводимых на спортивные соревнования и тренировочные мероприятия, указываются в соответствии с требованиями к объему соревновательной деятельности на этапах спортивной подготовки по виду спорта "теннис" и перечнем тренировочных мероприятий. Самостоятельная подготовка должна составлять не менее 10% от общего количества часов, предусмотренных годовым планом спортивной подготовки. Остальные часы распределяются организацией, осуществляющей спортивную подготовку, с учетом особенностей вида спорта.

14.3. Продолжительность одного тренировочного занятия при реализации Программы не должна превышать:

на этапе начальной подготовки - двух часов;

на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) - трех часов;

на этапе совершенствования спортивного мастерства - четырех часов;

на этапе высшего спортивного мастерства - четырех часов.

При проведении более одного тренировочного занятия в один день суммарная продолжительность занятий не должна составлять более восьми часов.

 

Адрес: г. Саранск, ул. Грузинская, д.25А, д. 25Б; ул Пушкина, д.10А 
Электронная почта (E-mail): zan58@mail.ru

Телефоны:
8 (8342) 39-19-57 
8 (8342) 39-19-58

Режим работы учреждения: с 8:00 до 22:00.

График работы учреждения: ежедневно, без выходных.