Вы здесь:   ГлавнаяДокументыУчебный план

События

Кубок Шамиля Тарпищева

С 4 марта по 9 марта 2019 года на базе ГАУ РМ "СШОРТ Шамиля Тарпищева" при поддержке Министерства спорта, молодежной политики и туризма Республики Мордовия проходит Всероссийский турнир по теннису категории IА "Кубок Шамиля Тарпищева" В турнире принимают участие 132 теннисиста из 36 городов России. Торжественная церемония открытия состоялась 4 марта. На ней присутствовал Президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев, он пожелал удачи участникам турнира.

Учебный план

Учебный план ГАУ РМ «СШОРТ Шамиля Тарпищева»  на 2015–2016 учебный год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Спорт в нашей стране стал важным фактором воспитания; он помогает наиболее полно проявить способности, рационально использовать и развить физические и нравственные возможности, воспитать и закалить волю. Проблема физического воспитания детей является наиболее актуальной в настоящее время.

Дополнительная предпрофессиональная программа по виду спорта теннис (далее - Программа) составлена на основе «Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных  программ в области физической культуры (утв. приказом Министерства спорта Российской Федерации от 13 сентября 2013г. №730), а также учитывает:

-  требования федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта теннис (утв. приказом Министерства спорта Российской Федерации от 18 июня 2013г. №403);

- особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности  в области физической культуры и спорта (утв. приказом Министерства спорта Российской Федерации от 27 декабря 2013г. №1125);

- возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при занятиях по виду спорта теннис.

Для планомерной подготовки спортсменов к достижению высоких результатов необходимо в первую очередь знать особенности своего вида спорта. Современный теннис характеризуется следующими особенностями:

  1. Неопределенность длительности матча, количества действий и общей величины нагрузки:

- теннисный матч разыгрывается из трех или из пяти партий. Количество сыгранных сетов не дает полного представления об общем объеме работы, выполняемой игроком. Введение розыгрыша решающего гейма позволило конкретизировать некоторые параметры матча;

  1. Неопределенность действий и передвижений при неопределенной смене ситуаций:

-заранее не возможно точно предугадать вид, количество и последовательность ударов, выполняемых спортсменом в течение матча. Это зависит от технической подготовки игрока, уровень его мастерства, а также от тактического плана, которого будут придерживаться соперники во время матча. На кортах с медленным покрытием наибольший объем двигательных действий. Все передвижения игрока по площадке зависят от того, куда послан мяч соперником, где в это время находится сам спортсмен, а также от принятого им решения: куда, с какой скоростью, с вращением или без него послать мяч, а затем – оставаться на задней линии или выходить вперед к сетке.

  1. Варьирование степени усилий:

- теннисист выполняет разнообразные по технике и силе удары, а также различные по интенсивности передвижения. Для их выполнения требуются различные усилия, вплоть до максимальных. Если мяч направлен недалеко от игрока, стоящего на задней линии, и спортсмен заранее видит направление его полета, то ему не составит большого труда подойти к мячу и отбить его в нужном направлении. Но бывают ситуации, при которых теннисисту необходимо преодолеть расстояние в 10-12 м с максимальной для него скоростью. В реальной игре происходит постоянная смена ситуаций с разной интенсивностью передвижений.

  1. Чередование длительности усилий и отдыха:

- во время игры происходит чередование фаз усилий и отдыха. И те и другие нестандартны по продолжительности. Они во многом определяются уровнем мастерства теннисиста, стилем игры, уровнем тренированности, логикой борьбы и т.п. Среди факторов, оказывающих влияние на длительность усилия и длительность отдыха. Можно выделить также вид покрытия и тип отдыха;

  1. Опосредованное выполнение ударного действия:

Важной особенностью является то, что игрок совершает ударные действия не посредственно рукой или ногой, как в волейболе или футболе, а с помощью ракетки. От ракетки – ее веса, баланса, размера головки, натяжения струн, материалов, из которых изготовлены сама ракетка и струны, - зависит очень многое. Ракетка должна помочь игроку усилить его сильные стороны и скрыть слабые.

  1. Особенности связанные с условиями проведения турниров:

- теннисные турниры в круглогодичном календаре строго ранжированы по категориям. Чем выше категория турнира, тем больше рейтинговых очков получает теннисист в зависимости от показанного результата. Но для участия в турнирах высокой категории теннисисту необходим определенный рейтинг.

Организация занятий по дополнительная предпрофессиональной программе по виду спорта теннис осуществляется по следующим этапам (периодам) подготовки:

  1. Этап начальной подготовки;
  2. Тренировочный этап (период базовой подготовки);
  3. Тренировочный этап (период спортивной специализации);
  4. Этап совершенствования спортивного мастерства.

На этап совершенствования спортивного мастерства прием на обучение не производится. На данном этапе продолжают обучение дети, зачисленные в ГАУ РМ «СШОРТ Шамиля Тарпищева» (далее - Учреждение) и прошедшие обучение на тренировочном этапе (спортивной специализации).

Настоящей программой установлены минимальный возраст для зачисления на этапы подготовки и минимальное количество лиц, проходящих обучение на данных этапах:

  1. Этап начальной подготовки – 7 лет, наполняемость группы 8-12 человек;
  2. Тренировочный этап (период базовой подготовки) - 9 лет, наполняемость группы 6-10 человек;
  3. Тренировочный этап (период спортивной специализации) - 11 лет, наполняемость группы 6 -10 человек;
  4. Этап совершенствования спортивного мастерства - 14 лет, наполняемость группы 2-6 человек.

Программа направлена на:

- отбор одаренных детей;

- создание условий для физического образования, воспитания и развития детей;

- формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе по виду спорта теннис;

- подготовку к освоению этапов спортивной подготовки, в том числе в дальнейшем по программам спортивной подготовки;

- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;

- организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1. Продолжительность и объемы реализации Программы по предметным областям

Таблица 1

№ п/п Разделы подготовки Этапы подготовки
НП УТ СС
1-й год 2-3-й год 1-2-год 3-4-5-год 1-2 год
1. Теория и методика 23 34 46 61 92
2. Общая и специальная физическая подготовка 55 85 113 151 227
3.  Избранный вид спорта «Теннис» 102 153 204 272 409
4. Развитие творческого мышления 23 34 46 61 92
5. Самостоятельная работа 23 30 45 59 88
6. Соревнования Согласно Календарю спортивных и физкультурных мероприятий
Недельная нагрузка 5-6 часов 8 часов 10-11 часов 14-15 часов

21-22

часа

Общее количество часов 226 336 454 604 908

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

            На этап начальной подготовки (НП), продолжительностью до трех лет, зачисляются учащиеся, прошедшие тестирование физической подготовленности и психических свойств личности с выполнением установленных нормативов.

            Цель, задачи и преимущественная направленность:

 формирование у детей устойчивого интереса к занятиям теннисом;

улучшение всесторонней физической подготовленности и укрепление здоровья занимающихся; воспитание специальных физических качеств для успешного овладения техническими действиями;

 обучение основным техническим действиям и тактическим комбинациям;

 формирование свойств личности и структуры мотивов, необходимых для достижения высоких результатов в теннисе;

 обучение ведению соревновательной борьбы в тренировочных матчах и турнирах.

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП

            Этот этап состоит из двух периодов:

-базовой подготовки  (1-2 года обучения);

-спортивной специализации (3-5 года обучения).

            Период базовой подготовки формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших промежуточную и итоговую аттестацию на этапе начальной подготовки и выполнивших все нормативы.

Цель, задачи и преимущественная направленность периода базовой подготовки:

- повышение разносторонней физической подготовленности, воспитание физических качеств;

- повышение функциональной подготовленности;

-  совершенствование специальной физической подготовленности;

-  овладение всеми технико-тактическими действиями на уровне умений и навыков;

- определение индивидуального стиля ведения игры;

- приобретение соревновательного опыта.

            Период спортивной специализации формируется из здоровых спортсменов-разрядников, выполнивших контрольно-переводные нормативы по физической, технической и психологической подготовленностям, а также имеющие определенные показатели соревновательной деятельности: объема, разносторонности, стабильности и эффективности.

            Цель, задачи и преимущественная направленность периода спортивной специализации:

- дальнейшее повышение всесторонней физической подготовленности как основы спортивного -совершенствования;

- совершенствование технико-тактических действий, их объема, разносторонности, стабильности и эффективности;

- накопление соревновательного опыта;

- совершенствование индивидуального стиля игры;

- обучение подготовке к участию в соревнованиях, умению настраиваться на игру, регулировать эмоциональное состояние перед матчем, в паузах во время матча;

- овладение инструкторско-судейской практикой;

- изучение игры ведущих теннисистов мира и сильнейших теннисистов своего возраста.

ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

            На этапе спортивного совершенствования спортивного мастерства ставятся задачи привлечения к специализированной спортивной подготовке перспективных спортсменов, способных достигать результатов членов сборных команд России.

На этом этапе тренируются спортсмены, выполнившие нормативы кандидатов в мастера спорта и мастера спорта, члены сборных команд страны, республики.

Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:

Основная цель - достижение максимально возможных спортивных результатов (выигрыш турниров «Большого шлема», турниров АТП (ATP), ВТА (WТА), других турниров мировой классификации) на основе:

-дальнейшего совершенствования (поддержания) физической подготовленности;

- увеличения объема ТТД, разносторонности, стабильности и эффективности;

- дальнейшее совершенствование своего стиля игры;

- увеличение длительности удержания спортивной формы.

Особое внимание на этом этапе подготовки следует уделять уровню физического развития и функционального состояния занимающихся. Кроме того, важно строго контролировать выполнение спортсменом тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных индивидуальным планом подготовки, обращая внимание на динамику спортивно-технических показателей и результаты выступлений в соревнованиях.

На этом этапе подготовки занимающимся следует показывать стабильные результаты выступлений на российских и международных турнирах.

Оценкой работы тренера может служить количество подготовленных спортсменов, входящих в составы сборных команд России.

В предлагаемой программе изложен учебный план для групп, тренирующихся на этапах: начальной подготовки, учебно-тренировочном и спортивного совершенствования.

Учебный план для этапа начальной подготовки (до года)

Таблица 2

Месяцы Сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь
Задачи подготовки/недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Общий объем работы за год (42 недель), ч 226 6 5 6 5 6 6 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 5 5 5 5 5 5
Теория и методика 23 1 1 1   1 1 1   1   1   1   1   1   1   1  
Общая и специальная физическая подготовка 55 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1
 Избранный вид спорта «Теннис» 102 3 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 2 2 2 2 2 2 2
Развитие творческого мышления 23   1   1   1   1   1   1   1 1 1   1   1 1 1
Самостоятельная работа 23 1   1 1 1   1 1   1   1 1     1   1 1     1
Соревнования Согласно Календарю спортивных и физкультурных мероприятий
Месяцы февраль март апрель май июнь    
Задачи подготовки/недели 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42  
Общий объем работы за год (42 недель), ч 226 6 5 6 5 6 5 5 5 6 5 6 5 6 5 5 5 6 5 5 5  
Теория и методика 23 1   1   1     1 1   1 1     1   1     1
Общая и специальная физическая подготовка 55 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1  
 Избранный вид спорта «Теннис» 102 3 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 2  
Развитие творческого мышления 23   1   1   1   1   1   1   1   1   1   1  
Самостоятельная работа 23   1 1   1 1     1   1   1 1     1 1      
Соревнования Согласно Календарю спортивных и физкультурных мероприятий  

 

Учебный план для этапа начальной подготовки (2 и 3 год)

Месяцы Сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь
Задачи подготовки/недели 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Общий объем работы за год (42 недель), ч 340 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8
Теория и методика 34 1 1 1   1 1 1 1 1 1   1   1 1 1 1   1 1 1  
Общая и специальная физическая подготовка 85 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
 Избранный вид спорта «Теннис» 153 4 3 4 4 3 4 3 4 3 4 4 3 4 4 4 3 4 4 4 3 4 4
Развитие творческого мышления 34   1 1 1 1   1 1 1   1 1 1     1 1 1   1 1 1
Самостоятельная работа 30 1 1   1 1 1 1   1 1 1 1 1 1 1 1   1 1 1   1
Соревнования Согласно Календарю спортивных и физкультурных мероприятий
Месяцы февраль март апрель май июнь    
Задачи подготовки/недели 9 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42  
Общий объем работы за год (42 недель), ч 340 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8  
Теория и методика 34 1 1   1 1 1 1 1   1 1 1 1   1 1 1 1 1 1
Общая и специальная физическая подготовка 85 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3  
 Избранный вид спорта «Теннис» 153 3 4 4 3 4 4 4 3 4 4 3 3 4 4 3 4 4 3 4 3  
Развитие творческого мышления 34 1 1 1 1   1 1 1 1   1 1 1 1 1 1 1 1 1 1  
Самостоятельная работа 30 1   1 1 1     1 1 1 1 1   1 1     1      
Соревнования Согласно Календарю спортивных и физкультурных мероприятий  
                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Учебный план для Учебно-тренировочного этапа (1и2 год)

Таблица 4

Месяцы сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь
Задачи подготовки/недели 12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Общий объем работы за год (42 недель), ч 454 11 11 11 10 11 11 11 11 11 11 11 11 11 11 11 11 11 11 11 11 11 10
Теория и методика 46 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1
Общая и специальная физическая подготовка 113 2 3 3 2 2 3 3 3 3 2 3 3 3 3 3 3 2 3 2 3 3 2
 Избранный вид спорта «Теннис» 204 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
Развитие творческого мышления 46 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Самостоятельная работа 45 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1
Соревнования Согласно Календарю спортивных и физкультурных мероприятий
Месяцы февраль март апрель май июнь    
Задачи подготовки/недели 12 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42  
Общий объем работы за год (42 недель), ч 454 11 11 11 11 11 10 11 11 10 11 10 11 11 11 10 11 10 10 11 11  
Теория и методика 46 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1
Общая и специальная физическая подготовка 113 3 2 3 3 3 3 3 2 3 3 2 3 3 2 3 3 2 3 3 2  
 Избранный вид спорта «Теннис» 204 5 5 4 5 5 4 5 5 4 5 5 4 5 5 4 5 5 4 5 5  
Развитие творческого мышления 46 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2  
Самостоятельная работа 45 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1  
Соревнования Согласно Календарю спортивных и физкультурных мероприятий  

 

 

Учебный план для Учебно-тренировочного этапа (3, 4 и 5 год)

Таблица 5

Месяцы сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь
Задачи подготовки/недели 16 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Общий объем работы за год (42 недель), ч 604 14 15 15 14 15 14 14 15 15 14 14 15 14 15 15 14 15 14 14 15 15 15
Теория и методика 61 2 1 2 1 2 1 2 2 1 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 2 1 1
Общая и специальная физическая подготовка 151 3 4 4 3 4 4 3 4 4 3 4 4 3 4 4 3 4 3 4 4 4 4
4 Избранный вид спорта «Теннис» 272 6 7 7 6 7 6 7 6 7 7 6 6 7 7 6 7 7 6 6 6 7 7
Развитие творческого мышления 61 2 2 1 2 1 1 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
Самостоятельная работа 59 1 1 1 2 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1
Соревнования Согласно Календарю спортивных и физкультурных мероприятий
Месяцы февраль март апрель май июнь    
Задачи подготовки/недели 16 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42  
Общий объем работы за год (42 недель), ч 604 14 14 15 14 15 14 14 14 15 14 14 14 14 14 15 14 14 14 14 14  
Теория и методика 61 2 1 2 2 1 1 2 1 2 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2
Общая и специальная физическая подготовка 151 4 3 4 3 4 3 4 3 4 3 3 4 4 3 4 3 3 4 4 3  
 Избранный вид спорта «Теннис» 272 6 6 7 6 7 7 6 6 7 6 7 6 7 6 7 7 6 6 6 6  
Развитие творческого мышления 61 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 1 2 1 1 1  
Самостоятельная работа 59 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 2 2 2 2 2  
Соревнования Согласно Календарю спортивных и физкультурных мероприятий  

 

Учебный план для этапа Спортивного совершенствования (1и2 год)

Таблица 6

Месяцы сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь
Задачи подготовки/недели 24 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Общий объем работы за год (42 недель), ч 908 22 22 22 21 22 21 21 22 22 21 22 21 21 22 21 21 22 22 21 22 22 21
Теория и методика 92 2 2 2 3 2 2 2 2 3 2 2 2 3 2 2 2 2 3 2 2 2 3
Общая и специальная физическая подготовка 227 6 6 5 5 6 5 5 6 5 6 5 5 5 6 5 5 6 5 5 6 5 5
 Избранный вид спорта «Теннис» 409 9 10 10 9 10 9 10 10 10 9 10 10 9 10 10 9 10 10 9 10 10 9
Развитие творческого мышления 92 3 2 2 2 2 3 2 2 2 2 3 2 2 2 2 3 2 2 2 2 3 2
Самостоятельная работа 88 2 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 2 2 2
Соревнования Согласно Календарю спортивных и физкультурных мероприятий
Месяцы февраль март апрель май июнь    
Задачи подготовки/недели 24 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42  
Общий объем работы за год (42 недель), ч 908 22 21 22 22 22 21 22 21 22 21 21 22 22 22 21 22 22 22 22 22  
Теория и методика 92 2 2 3 2 2 2 3 2 2 2 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2
Общая и специальная физическая подготовка 227 6 5 5 6 5 5 6 5 5 5 6 5 6 5 5 6 5 6 6 6  
 Избранный вид спорта «Теннис» 409 10 10 10 9 10 10 9 10 10 10 9 10 10 10 10 10 10 10 10 10  
Развитие творческого мышления 92 2 2 2 3 2 2 2 2 3 2 2 2 2 3 2 2 2 2 2 2  
Самостоятельная работа 88 2 2 2 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 2 2 2  
Соревнования Согласно Календарю спортивных и физкультурных мероприятий  

При разработке учебного плана учитывался режим учебно-тренировочной работы в неделю для различных учебных групп с расчетом 42 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительно 10 недель для самостоятельной тренировки в период активного отдыха.

Адрес: г. Саранск, ул. Грузинская, д.25А, д. 25Б; ул Пушкина, д.10А 
Электронная почта (E-mail): zan58@mail.ru

Телефоны:
8 (8342) 39-19-57 
8 (8342) 39-19-58

Режим работы учреждения: с 8:00 до 22:00.

График работы учреждения: ежедневно, без выходных.